Холодной зимой 2016 года в Петербурге проводилась первая в России выставка-ретроспектива, посвященная знаменитой художнице. Разобраться, кто такая Фрида Кало, поближе познакомиться с ее творчеством получили возможность тысячи россиян. Эта женщина прошла нелегкий путь, перенесла множество физических страданий и душевных трагедий, но сумела не утратить неуемную жажду жизни, вопреки всему. Давайте выясним, как сложилась ее судьба, чтобы лучше понимать ее необычное творчество.
Знаменитая художница: биография девушки с двумя десятками корсетов
Яростная коммунистка и феминистка, настоящая бунтарка, вечный пациент и икона стиля для многих, всепрощающая обожающая супруга и нежная влюбленная школьница – все эти слова с огромной долей правды отражают характер мексиканской рисовальщицы. Несмотря на более чем шесть десятков лет, прошедших с даты смерти Фриды Кало, она остается интересной публике не только яркостью и необычностью своего таланта, но также волевым характером и трудной, изломанной во всех смыслах, женской судьбой. Так какой же она была, одна из самых эпатажных личностей в истории живописи и искусства в целом?
В год своего совершеннолетия Фрида угодила в страшную автокатастрофу, после которой полностью поправиться не смогла никогда. Тяжелейшие переломы и травмы повлекли за собой более трех десятков сложных и опасных операций. Это происшествие не только полностью переориентировало направление ее устремлений и планов на будущую жизнь, но и дало направление искусству. В полотнах Кало превалируют темы боли, страдания, хрупкости человеческой оболочки и смерти.
Краткая характеристика жизни и деятельности
Рожденная в семействе немецкого фотографа и мексиканской индианки, будущая художница с раннего детства познала боль и лишения. Она перенесла полиомиелит, который в начале двадцатого века не умели ни предупредить, ни толком лечить. Однако, вопреки знакам судьбы девочка занималась спортом, упорно училась. После страшной катастрофы она впервые заинтересовалась рисованием и действительно нашла в этом деле свою отдушину, позволяющую выразить чувства, спроецировать их из глубин собственной души на зрителя.
Творчество Фриды – это своего рода дневник, в котором она показывает самое сокровенное, тайное и настоящее свое нутро. Большинство ее картин – автопортреты. В них есть непрекращающаяся боль от сломанных костей и вывернутых суставов, предательство любимого мужчины, неспособность к материнству при огромном желании и множество иных трагических чувств. Тем не менее современники говорили, что более жизнерадостного и влюбленного в окружающий мир человека они не знали.
В молодости девушка увлеклась идеями коммунизма и до самого конца яростно боролась за их воплощение в жизнь в своей стране. Она приютила у себя опального революционера из далекой холодной России – Льва Троцкого. Фрида рано стала известной, объездила много государств и повидалась с большим количеством известных личностей. Она дождалась большой выставки и в своей стране, после чего решила, что может уходить. После кончины женщины о ней на время забыли, но уже с приходом нового тысячелетия ее имя снова зазвучало – ее признали наиболее самобытной художницы двадцатого века.
Рождение горячей мексиканки
Если кратко, биография Фриды Кало полна разнообразными трагическими событиями и происшествиями, что не могло не отразиться на ее творчестве в будущем. Отец девочки, Гильермо Кало, был немецким художником из лютеран. Позже она любила утверждать, будто он имел еврейские корни, однако это заблуждение, так как предков его можно без труда отследить вплоть до шестнадцатого столетия.
Мужчина поселился в пригороде столичного Мехико, городке под названием Койоакан. Там он познакомился с юной красоткой Матильдой Кальдерон, которая вела свой род от древних ацтеков. Шестого июля 1907 года она родила девочку, названную Фридой. Та стала самой младшей в семье и самой «проблемной». В шесть лет она умудрилась заразится полиомиелитом и ее очень долго лечили. Вытерпев нечеловеческие боли, кроха навсегда осталась инвалидом – ее нога стала тоньше и короче другой, что и пришлось скрывать под длинными и пышными юбками, которые она так любила.
Становление характера
Дети в школе дразнили маленькую Фриду, ведь она хромала. Они называли ее «Деревянной ногой» и даже пытались травить. Сперва она надевала на одну ногу несколько чулок, чтобы скрыть ее толщину, но это плохо помогало – хромота все равно была заметна. Сломаться под натиском жестоких одноклассников Кало себе не позволила – она записалась на бокс, ходила на плавание, с удовольствием гоняла с соседскими мальчишками в футбол. Все это помогло восстановиться после тяжелой болезни и снова ощутить себя здоровой и счастливой.
В 1922 году Фрида подала документы в Национальную подготовительную школу под названием «Препаратория», одну из лучших в стране. Оценив способности девушки, ее приняли, и она стала одной из тридцати пяти особ женского пола из двух тысяч учащихся. Там ее сразу оценили и полюбили, она приобрела большой авторитет и даже организовала закрытый клуб под названием «Качучас», в который входило восемь человек. В то время, когда ее сестрицы с удовольствием наряжались в модные платья и обсуждали дамские шляпки, сама девушка носила мужскую тройку. Многие считали ее поведение скандальным и эпатажным. Как раз в это время она впервые увлеклась рисованием, делая на этом поприще первые несмелые шаги.
Последствия аварии и первое творчество
Через несколько месяцев после совершеннолетия, семнадцатого сентября двадцать пятого года, ничего не подозревающая Фрида вместе со своим приятелем ехали в автобусе. Водитель сильно отставал от графика, спешил и не справился с управлением. Большая и хлипкая машина с деревянными бортами на скорости врезалась в движущийся навстречу трамвай.
Фрида пострадала в аварии чрезвычайно сильно, хотя другие пассажиры отделались ушибами и ссадинами. У несчастной девушки было изломано все тело: в трех местах был поврежден позвоночник, правая нога сломана в одиннадцати, а таз в трех местах, почти в щепки раздроблена стопа, задеты ключица, ребра, вывихнуто плечо. Кроме того, металлический поручень прошил ее насквозь, задев матку и почку.
Выжить любой ценой
Посмотрев на повреждения, врачи разводили руками. Они считали, что даже если девушка выживет, то едва ли когда-то поднимется с постели. Однако они не знали, с кем имеют дело. Воля к жизни не позволила ей сдаться. Именно благодаря этой аварии, как потом вспоминала сама Фрида, на свет появилась не просто мятежница и бунтарка, а настоящая художница, а толчок этому дал ее отец Гильермо.
Чтобы дочке не было скучно лежать днями, неделями и месяцами подряд, а восстановление затянулось на долгие два года, он смастерил ей специальный станок-мольберт. На нем закреплялся холст и можно было рисовать, не поднимаясь с постели. Под сводом кровати с балдахином установили большое зеркало. Ее первым полотном оказался собственный портрет, что определило направление всего дальнейшего творчества.
Политические взгляды Фриды
Еще будучи ученицей, девушка прониклась коммунистической идеологией, которая была чрезвычайно популярна. Она сознательно и охотно вступила в коммунистическую партию в двадцать восьмом, но через год уже покинула ее ряды. Ее мировоззрение не изменилось, причина была в другом – ее супруг был оттуда исключен. Кало возобновила свое членство только спустя десять лет.
В начале тридцатых годов ее муж отправился в Соединенные Штаты, и художница устремилась вслед за ним. Там была непривычная для нее обстановка тотальной индустриализации, против знакомой мексиканской размеренности и медлительности. После этого она стала намного острее ощущать связь с родной страной, национальными традициями и культурой своих предков. Фрида стала коллекционировать предметы прикладного искусства, а надоевшие серые юбки сменила на цветастый национальный костюм.
Личная жизнь мексиканской бунтарки
Будущая художница мирового масштаба была натурой страстной, темпераментной. Она умела заражать своим огнем окружающих своим огнем, но в семейной жизни ей не повезло – брак оказался несчастливым.
Диего Ривера
Во время обучения в «Препаратории» Фрида Кало познакомилась с популярным испанским художником-муралистом, который трудился там над росписью под названием «Созидание». Он придерживался крайне левых взглядов и был на два десятка лет ее старше, был обладал двойным подбородком и грузной фигуры, но это не остановило девушку. Уже после мучительного восстановления в 1929 году они поженились. Журналисты назвали их брак «союзом слона и голубки», но ей было совершенно все равно. Они выстроили знаменитый «Голубой дом» на улице Лондрес в Койоакане.
К огромному сожалению, со временем оказалось, что слухи о крайней любвеобильности мужчины были правдивыми. Несмотря на то, что его называли земляной жабой, он имел настолько сильную харизму, что женщины буквально сходили по нему с ума. Она прощала все его интрижки и измены, но пережить связь с ее родной сестрой Кристиной не сумела и подала на развод. Спустя несколько лет она сказала, что в ее жизни было две катастрофы – авария и Диего.
Через двенадцать месяцев мужчина пришел к ней в мастерскую и предложил стать его женой. Фрида настолько любила этого мужчину, что снова согласилась, но поставила ряд условий. Основным было полное отсутствие интимной близости между ними навсегда, раздельный бюджет и комнаты. Она трижды была беременной до этого, но родить так и не смогла, а повторять еще раз утрату долгожданного малыша больше не собиралась.
Русская любовь и не только
В 1937 году в жизни и доме Кало появился русский коммунист и революционер Лев Троцкий, с которым у нее разгорелся неожиданный бурный роман. Однако его супруга вовремя обнаружила страстные взгляды мужчины и женщины. Он был вынужден тут же съехать.
Во время очередного лечения в Испании Фрида встретила еще одного художника – страстного Хосе Бартоли. Вернувшись домой, она отказалась с ним встречаться, но еще долгие года переписывалась с ним.
Поговаривали, что у художницы была связь с еще одним русским – Владимиром Маяковским. Однако историки считают, что на самом деле они никогда не встречались. Известный совместный фотоснимок, где он с сигаретой, а она с револьвером, является подделкой.
Среди возлюбленных Фриды можно отыскать не только мужчин. Многие считают, что у нее был роман также с женщиной – Чавелой Варгас. Она была певицей и обладала красивым высоким голосом. Связь их не доказана, а единственным подтверждением могут служить фото, где наша героиня в мужском костюме утопает в горах кружев полураздетой шансоньетки.
Выставки и общественное признание
Мексиканская художница Фрида Кало с одной бровью далеко не сразу получила признание в мире. Ее работы, наполненные пестрым очарованием культурного наследия древних цивилизаций американского континента, насыщены оригинальными фетишами и символизмом, понятным не каждому. Колоссальное влияние на ее развитие, формирование таланта и собственной манеры оказал Ривера, на которого она всегда смотрела с обожанием. Однако в ранних полотнах можно отследить также влияние европейской живописной школы, к примеру, отголоски Боттичелли. Чаще всего творчество Фриды относят к наивному искусству или примитивизму.
Главной темой полотен Кало всегда оставалась она сама. Автопортреты метафорически отражали события ее жизни и удары судьбы. Их довольно хорошо принимали на родине, они были близки и понятны. Но настоящим фурором стало путешествие в Париж в тридцать девятом году. Там выставка имела оглушительный успех, а одно из полотен даже было куплено Лувром, где хранится до наших дней.
Индивидуальный вернисаж на родине организовали только в пятьдесят третьем. На тот момент она уже не поднималась с постели, так как полученные травмы обернулись серьезными осложнениями. В центре главного зала ей организовали ложе, а саму художницу внесли туда на носилках.
Смерть влюбленной в жизнь и увековечивание имени горячей художницы
Вскоре после последней выставки врачи рекомендовали ей новую операцию – началась гангрена. Ей ампутировали часть ноги, но это не очень-то помогло. Резать дальше врачи просто не успели. Фрида Кало скончалась тринадцатого июля 1954 года. Причиной стала пневмония от долгого нахождения в лежачем положении. Посмертное вскрытие решено было не проводить, хотя многие считали, что она умерла от передозировки опиатами, которыми увлеклась еще в молодости. Но если и так, то причиной тому была сильная физическая боль, с которой она прожила большую часть своего земного пути.
Прощались с художницей во Дворце изящных искусств, куда пришел сам президент Мексики – Ласаро Карденас дель Рио — любимый супруг и все, кто ее помнил и знал, а также огромное количество поклонников.
В следующем году Диего выехал из «Голубого дома» навсегда. Там был организован музей художницы.
В девяносто четвертом году прошлого века джазовый флейтист из Соединенных Штатов Джеймс Ньютон представил альбом, под названием Suite for Frida Kahlo, под лейблом AudioQuest Music. Весной 2001-го изображение женщины было напечатано на почтовой марке США.
В восемьдесят третьем году писательница, историк и биографист Хейден Эррера опубликовала книгу под названием «Фрида Кало». Она не претендует на полную степень достоверности, однако в ней использованы материалы приватных дневников художницы. В 2002-м по данному произведению был снят сериал с непревзойденной Сальмой Хайек в главной роли. В многосерийной художественной киноленте «Лев Троцкий» (2017) режиссера Александра Котта мексиканскую бунтарку сыграла Виктория Полторак.
На заре нового века предприниматель и инвестор Карл Дорадо из Венесуэлы организовал фонд Frida Kahlo Corporation. Родственницы нашей героини предоставили ему право на коммерческое применение ее имени. Благодаря этому появились духи, марка экологической косметики, повседневная и спортивная обувь, натуральное нижнее белье и даже семидесятиградусная текила, которые носят имя Фрида Кало.
Принимаем эстафету
Эта поразительная женщина прошла через колоссальное количество испытаний, но не утратила здорового оптимизма и желания жить. Ее железная воля позволили не смириться с положением инвалида, а снова подняться и творить. Выбравшись из бездны чудовищных травм и нечеловеческой боли, она подарила миру десятки настоящих шедевров, которыми восхищаются потомки.
Искусство Фриды особенное, не прикрытое, манящее, а порой пугающее и даже мучительное. Она не боялась выражать свое отношение к миру через изображение страданий и боли, которые ей пришлось пережить. Все это позволило ей сформировать характер, жесткий стержень, который поддерживал, ее даже когда физические силы были на исходе.