Появившись на свет в небогатом семействе, эта удивительная женщина смогла позволить себе ответить отказом на предложение о замужестве от многих высокопоставленных мужчин. Начиная со скабрезных песен в кабаре, она добилась мировой известности. Ее обвиняли в содействии нацистам, но и после такого позора она сумела подняться. Кто такая Коко Шанель, сегодня знают по всему миру, а ее революционные изобретения в области моды и стиля используются модельерами и кутюрье, как и обычными людьми в наши дни. Маленькое черное платье, сумочка на ремешке и «Шанель №5» – первые ассоциации, возникающие при произношении ее имени. Но ведь это далеко не все, что стоит узнать о знаменитой француженке.
Непростая биография Коко Шанель: краткое содержание насыщенной событиями жизни
В жизни этой женщины всегда хватало разнообразных событий. Самые брутальные мужчины охотно выполняли даже малейшие ее желания. Любовных романов у нее было очень много, но ни один из них так и не привел ни к браку. Зато сделать настоящий прорыв в моде Коко Шанель сумела и без этого. Недаром о художниках и иных творческих людях говорят, будто талант должен быть голодным: в случае с этой красоткой можно говорить о том, что, сгорая в эмоциональных и душевных разочарованиях, она сумела показать миллионам женщин по всему миру, что нет никаких реальных рамок, в которые стоит загонять себя в угоду кому бы то ни было.
Существует легенда о том, будто известная модельерша страдала от лунатизма. Говорят, что однажды, проживая по обыкновению в парижском отеле «Ритц», она встала посреди ночи и вышла из своей комнаты, направляясь в гардероб. Там сомнамбула отыскала свой купальный халат, достала из специального мешочка свои швейные принадлежности и ножницы, а потом выкроила костюм. К лацкану новой модели она даже прикрепила цветок из полотенца. Рассказали эту историю сотрудники гостиницы, но, насколько это правда, выяснить не представляется возможным.
Кратко о жизни королевы мод
Будущей звезде модных показов, автору идеи упрощения женских нарядов и введения удобных, практичных аксессуаров, выпала далеко не простая судьба. Она потеряла мать, которая так и не успела дать ей своих тепла и ласки, а отец просто игнорировал детей, оставив их на воспитание родственникам, ничуть не заботясь об их будущем. Несмотря на это, девушка никогда не сдавалась. Фактически с двенадцати лет Коко Шанель уяснила, что должна заботиться о себе самостоятельно. Она пела в баре, мастерила шляпки и смогла самостоятельно открыть собственный магазинчик.
Вторая мировая война чуть было не уничтожила эту удивительную женщину. Она вступила в подозрительные отношения с некоторыми высокопоставленными чиновниками Третьего рейха, за что впоследствии была жестоко осуждена обществом и даже чуть не попала под суд. Весь ее бизнес пришлось на время свернуть, но это не стало крахом. Сломить этот железный характер, скрывающийся в тоненькой, будто воздушной, фигурке, неприятностям и невзгодам так и не удалось. Она стала законодателем моды, и даже после ее смерти имя ее остается весомым и влиятельным во всем модный мир.
Семья будущей знаменитости
Рыночный торговец Альберт Шанель перебивался «с хлеба на воду», изыскивая самые неожиданные товары для перепродажи, вроде поделок из морских рыб или лягушиных лапок. Он проживал в небольшом городке с древней историей под названием Сомюр (фр. Saumur), живописно раскинувшемся на левом берегу Луары, как раз там, где в нее впадает Туэ. Однажды, отправившись в очередную из своих авантюр, на сельской ферме он встретил румяную и красивую дочку столяра – Евгению Жанну Деволь. Молодые люди сразу же понравились друг другу, между ними вспыхнула искра. Девушка, не задумываясь, покинула отчий дом и отправилась вслед за возлюбленным. История говорит, что женаты они никогда не были.
Девятнадцатого августа 1883 года в их доме над рекой Жанна родила девочку, которую назвали красивым именем Габриэль Бонёр (настоящее имя Коко Шанель). Сама несчастная женщина, оставив новорожденную крошку, а заодно еще четырех ее малолетних сестер и братьев, скончалась от родильной горячки. Отец сперва пытался как-то выкручиваться, но понял, что розничной мелкой торговлей едва ли удастся заработать даже на хлеб для шести человек. Случилось это, когда маленькой Габриэль едва исполнилась неделя.
Детство и юность
Вскоре Альберт не выдержал и сбежал, совершенно не заботясь о том, что случится с его детьми. Те остались на попечении дальних родственников, которым тоже совершенно не хотелось кормить ораву чужих отпрысков. Сперва они пытались воспитывать детей, но вскоре поняли, что это слишком большая ответственность и обуза. Решено было отдать малышей в приют, где они и провели последующие двенадцать лет.
Когда дети подросли, в благотворительном заведении их содержать более не могли. Мальчишек отправили в подмастерья к ремесленникам, чтобы в будущем они могли получить профессию. Двух сестриц Габриэль, а также ее саму определили в католический монастырь в Обазин – старинный мрачный городок в районе Лимузен, ныне принадлежащий к департаменту Коррез. Тут монахини научили девочек держать в руках ножницы и шить, что и стало для юной красотки настоящей отдушиной.
Годы жизни Коко Шанель в монастыре были трудными и полными лишений. Кормили тут впроголодь, одевали в одинаковые платья, драпирующие хрупкие фигурки в футляры из тёмно-серого грубого сукна. Габи с детства ненавидела эти платья и мечтала переодеть всех в другую, нормальную одежду. В будущем она сделает все возможное, чтобы полностью стереть эту страничку не только из своей биографии, но и из памяти. Она выдумает легенду, будто отец ее торгует вином и проживает в Нью-Йорке, а себе великодушно “назначит” девяносто третий год рождения вместе реального.
Когда девушке исполнилось восемнадцать, монахини дали ей рекомендательное письмо к хозяйке трикотажного магазина в городке Мулен (департамент Алье). Там она осела довольно надолго. Владельцы были хорошими людьми и чрезвычайно ценили непревзойденный талант молодой портнихи, которая играючи справлялась даже с самыми сложными заданиями по пошиву детской и женской одежды.
Кабаре и новое имя
Как раз в этот период Габриэль нашла для себя питейное заведение (кабаре) под названием «Ротонда». У нее был слух и приятный голос, потому после нескольких посещений она оказалась по ту сторону кулис – была приглашена в качестве певицы. Это польстило девушке, а также заставило придумать себе сценическое имя. Фактически, его дали ей посетители, которые после песенок под названиями Qui qu’a vu Coco и Ko Ko Ri Ko прозвали ее просто Коко. У этого французского слова есть и другой смысл – содержанка. Возможно, это только случайное совпадение, а, возможно, Габи не брезговала оказывать услуги куртизанки.
Первый стартап: вперед к вершине
Как бы там ни было, из Мулена мадемуазель вывез некий Этьен Бальсан. Мужчина занимался разведением породистых скакунов и проживал в сердце Франции – в Париже. В 1909 году он предложил Коко идеальный вариант для ее будущего развития – переехать в столицу и стать модисткой для элиты, вместо прозябания в вечно полуголодном состоянии, распевая песенки для заезжих солдат. Она сразу же согласилась, поселилась в замке Этьена и стала не покладая рук трудиться в нанятом им помещении.
Шляпных дел мастер
Однако бывший офицер, который разговаривал только о своих драгоценных лошадях, вскоре наскучил ветреной Коко. Она познакомилась с новым поклонником – британским игроком в поло Эдвардом Артуром Кэйпелом по прозвищу Бой. Именно ему принадлежит идея открытия магазина шляпок вместо швейной мастерской. У парня было много связей — его знал весь Париж, потому эксклюзивная продукция безызвестной на то время модистки стала популярной, и вскоре женщина продавала головные уборы даже не десятками, а сотнями.
В конце десятого года Коко открыла новый салон на деньги Боя и назвала его «Моды Шанель». Вскоре улица, где расположился магазин, станет известна всему свету. С этого момента мир Коко перевернулся, она нашла в себе предпринимательскую жилку и больше не утратила ее до самой смерти. Не испугала женщину ни Первая мировая, ни полное отсутствие опыта, ни общественное осуждение, ведь деловые люди того времени в основном были мужчинами, а на женщин в бизнесе смотрели с легким оттенком презрительности и снисхождения.
В тринадцатом году Шанель выкупила салон в курортном Довиле (фр. Deauville) в округе Лизьё в Нормандии. Она открыла в нем не только шляпный магазинчик, но решила шить также и одежду, хотя формального права делать так не имела. В то время действовал закон, обязывающий портних иметь профессиональное образование, иначе суд мог запретить создавать лишнюю конкуренцию на рынке подобных товаров. Тогда она стала шить платья и костюмы из нового, ранее не используемого в женской одежде материала – джерси. На этом она смогла сколотить первое состояние, позволившее больше не беспокоиться о завтрашнем дне.
Коко Шанель никогда не рисовала эскизы к своим моделям. Они рождались в фантазии, после чего девушка накидывала отрез на манекен, брала в руки булавки и ножницы. Она кроила и закалывала до тех пор, пока не вырисовывалось то, что нужно.
Что Коко ввела в моду
Она никогда не мыслила стереотипно, создавала новые, революционные фасоны, что и позволило ей стать законодательницей мод на долгие годы. Ранее немыслимые для большей части женщин предметы с ее легкой руки в наши дни воспринимаются, как нечто привычное, а порой и обыденное.
-
Сама Коко не носила штанов, не любила их. Много раз женщина говорила, будто женщины в подобной одежде выглядят, словно кавалеристы без усов. Однако именно она ввела моду на спортивные и классические брючные костюмы. Это показалось ей «чертовски удобно» для многих, и ее чутье и тут не подвело.
-
Изобретение короткой стрижки боб не принадлежит Шанель, но ее заслуга в популяризации ее неоценима. Придумал так стричь женщин Антуан де Пари в 1909-м, но первой известной представительницей прекрасного пола, которая решилась отрезать длинные локоны, стала именно она. Коко пришлось пройти через скандал, неодобрение парижских матрон, косые взгляды и неприятные слова. Даже по прошествии более сотни лет эта прическа любима многими и чрезвычайно популярна.
-
Она никогда не искала усложнения, а старалась двигаться путем наименьшего сопротивления. Ее модели привлекали своей лаконичностью и минимализмом. Шанель принадлежит идея маленького черного платья, которое сегодня имеется в гардеробе практически каждой уважающей себя модницы.
-
Популярность принятия солнечных ванн и мода на кожу с легким оттенком загара тоже придумана Коко. В двадцать втором году она познакомилась с девушками из русской аристократии и обнаружила, что выглядят они намного здоровее, привлекательнее и лучше, чем западноевропейские бледные красотки. С тех пор многие сняли огромные шляпы и убрали кружевные зонты, выставив свои носики под палящее солнце.
-
Однажды Шанель, отправляясь из Довиля в Париж с грудой шляпных коробок, обнаружила, что руки у нее постоянно заняты ридикюлем. В итоге она забыла его в поезде и потом долго не могла не вернуть. После этого инцидента у нее родилась идея сделать небольшую сумочку прямоугольной формы, прицепить по краям длинной стороны цепочку и повесить на плечо. Женщины и сегодня благодарны Коко за это изобретение.
Габи не любила колени, считая их уродливыми, потому все ее юбки их закрывали, хотя откровенности в нарядах ей было не занимать. Она могла разгуливать по пляжу в облегающей юбчонке и матроске с коротким рукавом. Скандальность ее мало беспокоила с самого детства – лишения заставили ее стать сильной и не обращать внимания на досужие пересуды.
Любовные приключения: личная жизнь в биографии Коко Шанель
Еще работая в «Ротонде», Габриэль выпила несколько бокалов шампанского и решила, что просто обязана стать певицей. Офицеры и другие завсегдатаи кабаре сразу полюбили робкую, краснеющую и слегка заикающуюся девушку. Впоследствии она выбросила этот период из жизни, по новой его придумала, как выдумывала истории о собственном детстве.
По мнению современных психологов, Коко с ранних лет комплексовала по поводу собственного происхождения и нищенского существования в юные годы. Они считают, будто на протяжении всей жизни она больше всего боялась снова впасть в бедность, разориться. Потому женщина приложила все усилия, чтобы вычеркнуть эту «постыдную» страницу из своей биографии и больше никогда о ней не вспоминать.
Этьен Бальсан
Знаменитый игрок в поло, офицер кавалерии и заводчик лошадей, этот парень сразу же влюбился в слегка угловатую фигурку хрупкой девушки, которую впервые увидел на сцене в «Ротонде». Он был младшим сыном известного промышленника и мэра города Шатору, а также братом знаменитого пионера авиации. Проживал Этьен в настоящем средневековом огромном замке Royallieu (в пригороде столицы – Виши), наполненном слугами, в «безобразной» роскоши. Совершив все свои боевые подвиги в юности, он решил отказаться от карьеры военного и полностью посвятить себя лошадям, которых буквально боготворил.
В 1905-м мужчина предложил красотке Коко покинуть захолустье и отправиться в его поместье. Отказать молодому аристократу она не могла. Там женщина проводила дни в праздности, валяясь до обеда среди простыней и подушек, почитывая дешевые романы. Жениться богатый любовник не спешил, а если быть до конца честными – даже не собирался. У него были иные приоритеты и планы на будущее. Шанель так и не сумела окончательно свыкнуться с ролью любовницы на вторых ролях, но молодые люди остались друзьями навсегда.
Эдвард Артур Кэйпел по прозвищу Бой
Приблизительно в десятом году у Коко возник новый интерес – опять же, игрок в поло и любитель лошадей. Он был приятелем Этьена, но сразу влюбился в девушку, и она ответила ему взаимностью. Эта женщина умела скрывать истинные мысли на пути к собственной цели и переступать ради этого даже через себя. Она собрала чемоданы, чмокнула расстроенного Этьена в щеку и укатила в Париж, где и поселилась в холостяцкой квартире Артура.
Дела ее сразу же пошли в гору, ведь Кэйпел финансировал все ее проекты. В конце десятого года он купил ей мастерскую и салон на улице Камбон с уютной квартиркой для владелицы. Он вдохновлял девушку, направлял ее по нужному пути, помог выработать собственный стиль. Мужчина любил ее страстно и самоотверженно, хотя женился на другой. Но и тогда их совместные поездки на воды в Довиль не прекратились. В 1919 году его убил конь, только не живой, а железный – он пал жертвой автомобильной катастрофы.
С уверенностью можно говорить, что она испытывала к нему нежные чувства. После смерти Артура, Коко перекрасила стены своего кабинета в темные оттенки и надела траур. Вокруг поднялся скандал, ведь он был чужим мужем, но ей было наплевать. К тому времени она уже была колоссально знаменитой, а ее наряды стали копировать. Потому и черный цвет, который она полюбила с тех времен, тоже вошел в повседневную жизнь каждой женщины.
Русский период
Из пропасти депрессии девушки не мог вывести никто. Удивительно, но ее спасла музыка. Как раз в этот период она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, которые были бедны. Она стала финансировать их проекты. Мужчины свели ее с новым любовником – великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, племянником Николая Второго, русского императора.
Дима был везучим человеком, ему удалось дважды обмануть смерть. Первый раз он избежал казни за заговор и убийство Распутина, в котором принимал непосредственное участие, а второй раз – во время бегства от большевистской революции семнадцатого года. Коко пожалела несчастного, вечно голодного князя. Она взяла парня на содержание, оплачивала его счета, дарила подарки. В ответ он ввел ее в высший свет русской аристократии и познакомил с нужными людьми.
Герцог Вестминстерский
Кто действительно готов был предложить Коко руку и сердце — Хью Гросвенор по прозвищу Бендор, невероятно знатный британский аристократ. В двадцать пятом году он был представлен Габриэль и сразу понял, что именно эту женщину он искал всю свою жизнь. Он возил ее по миру, останавливаясь в самых роскошных гостиницах, делал дорогие подарки и купил дом в одном из наиболее престижных районов Лондона, а затем и участок во французской Ривьере, где она выстроила себе особняк «Ла Пауза».
Красивый и щедрый герцог готов был жениться, да так и не сделал этого. Препятствием стал даже не возраст невесты – к тому времени ей уже исполнилось сорок шесть, а неспособность ее родить. Коко побежала к врачам, и они с прискорбием сообщили ей, что она вышла из детородного возраста. Хью нужны были наследники, потому после почти десятилетней связи он оставил бывшую пассию и женился на Вайолет Мэри Нельсон, затем развелся и был женат еще дважды.
Тяжелое время для Коко и послевоенные годы
В год начала Второй мировой Шанель пришлось приостановить работу всех магазинов и мастерских, которые она успела заиметь до этого. Опасаясь, что они попадут под удар врагов, она решила уехать в деревню и отсидеться на ферме.
Отношения с нацистами: позорные страницы
Летом сорокового года, когда война уже захватила огромную часть Европы, а пред фашистской Германией склонилась Польша, Норвегия, Дания, да и Франция висела на волоске, женщина получила нерадостное сообщение. Ее племянник Андре Паласе, младший офицер французской армии, был арестован немецкими властями и пребывал в плену. Она бросилась к своему старому приятелю – германскому атташе Гансу Гюнтеру фон Динклаге. После того, как парень успешно отправился домой, у Коко снова разгорелся роман с бывшим любовником. Немец всячески опекал ее, помогал во всем, финансировал ее капризы.
Существует досье, в котором написано, что мадам Шанель действительно была не только любовницей, но и «личным агентом барона Ганса Гюнтера фон Динклаге в 42–43 годах». Более того, историки нашли документы, подтверждающие успешное выполнение ею более десяти шпионских заданий. Отчеты пятидесятишестилетняя женщина присылала на имя начальника внешней разведки Рейха Вальтера Фридриха Шелленберга, бывшего чуть ли не правой рукой Адольфа Гитлера. По заданию немцев она даже встречалась с Черчиллем, пытаясь убедить его заключить мир с Германией.
Впоследствии ей заслужено припомнят все эти «гешефты», но обойдется она малой кровью. Ее арестовали в сорок третьем по обвинению в пособничестве нацистам и коллаборационизме. Она не встала у расстрельного столба, подобно Мата Хари, подчеркнув тем самым двойные стандарты, а была отпущена в сорок четвертом с запретом возвращения на родину. Коко перебралась в нейтральную Швейцарию, где и жила до пятьдесят третьего.
Бессмертные духи Коко и открытие личного дома мод
Задолго до всех вышеозначенных событий, еще в 1921 году, впервые были выпущены знаменитые дамские духи Chanel No. 5. Изобрел этот аромат русский и французский парфюмер по имени Эрнест Эдуардович Бо, который попал к ней на работу благодаря Дягилеву. Он предложил палитру из двадцати четырех позиций, и ее выбор пал на пятый номер. С таким названием прямоугольный лаконичный флакон и пошел в продажу. Этот аромат не утратил популярности до наших дней.
Эта женщина славилась высокомерным отношением ко всем окружающим без разбора. Потому и к критике относилась нетерпимо. Она никогда не считалась ни с чьим мнением, а унижала даже тех, кого любила и кому помогала. Коко Шанель, фото в молодости которой заставляют разглядеть в ее глазах жесткое выражение, действительно была невыносимой. Но таланта, работоспособности и безупречного вкуса это никак не умаляет.
После войны и вынужденной ссылки, возвратиться к парижской моде Коко удалось только в пятьдесят четвертом. Ей было уже семьдесят, но целеустремленности, силы духа и воли к победе этой женщине было не занимать. Как раз тогда ее духи тоже взлетели на вершину популярности. Имя Шанель загремело по миру, а она стала заключать контракты со знаменитыми голливудскими компаниями, воцарившись и на рынке Нового Света. Спустя год она снова открыла на месте своей мастерской и магазина заведение, которое уже назвала «Дом моды Коко Шанель». Существует он и в наши дни, а руководит им немецкий восьмидесятипятилетий кутюрье и фотограф Карл Отто Лагерфельд, дела которого идут в гору.
Обстоятельства смерти и память о царице мод
Габриэль, которая к старости уже и сама позабыла, как трудно ей было в детстве, объясняла свое долголетие тем, что всегда спала ночью. Она предпочитала хорошенько выспаться перед трудным днем, а потом качественно сделать свою работу, а не бродить по дому, поглощая кофе литрами.
Десятого января семьдесят первого года Коко Шанель тихо скончалась в постели номера отеля «Ритц» в Париже, как раз через дорогу от собственного «Дома Моды». Причиной стал сердечный приступ, вполне естественный для восьмидесятивосьмилетней женщины.
Похоронили ее на кладбище Лозанны, где поставили замысловатый памятник. Он представляет собой плиту, в нижней части которой написано имя, даты и крест, а сверху высечены головы пяти львов. После ее кончины в гардеробе старушки нашли всего три наряда, и это при годовом доходе ее империи в сто пятьдесят миллионов.
В память о модельере
Образ Коко Шанель не мог остаться без внимания знаменитых людей искусства. Её непростой характер, сила воли и даже крайняя степень высокомерия — все это послужило толчком для создания многих театральных постановок. К примеру, еще в 1969 году американской композитор Андре Превен (Превин) создал бродвейский мюзикл «Коко».
Кинематограф тоже подключился. О кутюрье есть огромное количество художественных и документальных лент. В восемьдесят первом году двадцатого века вышла драма «Одинокая Коко Шанель» с Мари-Франс Пизье и Тимоти Далтоном в главных ролях. В 2008-м режиссер Кристиан Дюге представил картину, в которой выдающуюся женщину сыграла Ширли МакЛейн. В две тысячи семнадцатом появился также документальный фильм под названием «Война за “No 5″» Стефана Бенаму.
Чему стоит научиться у Коко
Эта особа с непревзойденным чутьем и великолепным вкусом стала примером для огромного числа женщин, которые желают добиться в жизни успеха. Она ни на секунду не останавливалась, даже когда судьба пыталась заставить ее сдаться и опустить руки. Ее работа над собственным брендом выделяется напористостью и методичностью.
Она решила, что станет знаменитой, и сделал все, чтобы этого добиться, не спасовав ни перед какими опасностями. Вера в свои силы и крайняя степень целеустремленности всегда вели ее вперед, и ей удалось вписать свое имя золотыми буквами в мировую историю моды.