Человек, который знает цены даже на мелкий кузовной ремонт или несколько недель вынужденно передвигался на общественном транспорте из-за больших очередей к «своему» своему мастеру, догадывается, что автомастерская может быть очень выгодным бизнесом.
Как говорит один знакомый, проработавший в СТО года три: «Мастерскую открыть просто: снимаешь гараж, если не собираешься чинить сам, находишь мастера. И все».
Хотя эта схема кажется простой и понятной, и, с точки зрения многих людей, может работать и работает, ситуация немного сложнее.
Поэтому в этой статье мы рассмотрим то, что остается за кадром в том прекрасном и понятном описании, и также описаниях чуть посложнее. Поможем составить бизнес-план открытия автосервиса, и попробуем прикинуть, сколько стоит его открытие с нуля.
Бизнес-план: как открыть свой автосервис с нуля
Самое важное в любом деле, которое бы вы не взялись, – увлеченность. Неважно, будет ли это искренняя любовь к авторемонту или к деньгам (самый эффективный вариант – это сочетание первого и второго). Без увлеченности выдержать все то, что предлагает жизнь новичку, будет нелегко.
И уж только потом, оценив свое желание и готовность, приступайте к бизнес-плану. Подробнее о том, как его составлять, можно узнать в этой статье.
Первое, о чем стоит подумать, – это, какие услуги вы будете оказывать, и откуда брать клиентов. Это мелочи, на которых прокалываются люди, говорящие: «сними гараж – работай».
Нет, опытные специалисты, знающие уровень своей квалификации, с собственными клиентами, первое время могут не задумываться над этим вопросом. Какое-то время. Пока не понадобится увеличение оборота для покупки дополнительных инструментов или оборудования, а их обычные посетители не начнут разбредаться в поисках других удобных мест и качественных услуг.
Даже профессионалу, имеющего представление о том, чего и сколько нужно для работы, предстоит задуматься об удобстве расположения его автомастерской, услугах, оборудовании и рекламе.
Виды СТО
Существуют разные критерии для классификации.
К примеру, разделять по виду оказываемых услуг. Автомойки, о которых написано в этой статье, тоже относятся к сфере обслуживания автомобилей.
По назначению автосервисы бывают:
- Дорожные. Помимо расположения (рядом с большими трассами), их особенность в том, что они рассчитаны и на грузовой и на легковой транспорт.
- Городские. Они обычно более узкоспециализированные, и планируются с учетом удобства обслуживания частного автотранспорта.
Или их делят по размеру.
- Мелкие. Они обычно сильно ограничены количеством постов и выбор предлагаемых услуг. Чаще всего здесь выполняются базовые процедуры: общая диагностика, текущий ремонт, смазка, зарядка аккумулятора, самые простые кузовные работы и т. д.
- Средние. К ним относятся сервисы с количеством машиномест до 34. На них к предыдущему списку работ добавляется углубленная диагностика, покраска автомобиля, ремонт и восстановление кузова и другие.
- Крупные. Они уже проводят полное техническое обслуживание, в том числе и капитальный ремонт отдельных узлов и механизмов.
Еще одно не менее актуальное деление станций техобслуживания:
- Авторизованные, принадлежащие официальным дилерам. Это средние или крупные автосервисы. К ним обращаются с гарантийным ремонтом. В случае импортных машин гарантия на все виды работ 1–2 года. По окончании срока автовладельцы обычно уходят в другие организации, поскольку цены в таких СТО 2–5 раз выше.
- Неавторизированные. Они бывают разными по крупности и назначению, оказывать полный спектр услуг или специализироваться на каком-то отдельном виде работ.
- «Гаражные». Мастерская на одного-двух человек. Открытие требует минимальных затрат. Минус подобного предприятия – то, что оно не предусматривает использования сложной техники или существенного увеличения штата. Да, это позволяет предлагать низкие цены, но уменьшает перечень операций и – с увеличением сложности автомобильных систем – итоговое качество ремонта. Кроме того, без сопутствующей торговли доход у такого предприятия невысокий.
Что нужно для открытия автосервиса?
С автосервисом вам предстоит решить те же самые вопросы, что и с любым другим бизнесом:
- «Что?» – это определится с тем, какие услуги оказываете и на каких клиентов рассчитываете.
- «Где?» – вопрос выбора и подготовки помещения.
- «Как?» – сюда, пожалуй, можно отнести и уровень оформления документации и выбор оборудования и организация пространства в вашем помещении.
- «Кто?» – персонал.
Какие документы нужны для открытия автосервиса?
Из хороших новостей по этому вопросу только то, что лицензирование в данной области добровольное.
Чтобы обещать клиенту гарантию и лицензию, можно пойти и собрать необходимые бумаги, а можно и обойтись без этого.
Для того, чтоб работать официально, не боясь штрафов и ни от кого не прячась, вам понадобиться:
- Оформиться как ООО или ИП.
- Зарегистрироваться в налоговой и внебюджетных фондах.
- И получить разрешение в ГосПожНадзоре и СЭС.
Впрочем, если вы начинаете с размахом и предполагаете строить здание, проект вашего автосервиса придется согласовывать с разрешительными органами власти и архитектурным отделом.
Открываем автосервис: выбор помещения
Помещение можно взять в аренду или построить с нуля.
Требования СЭС в любом случае будут следующие:
- Ваша станция не может располагаться ближе чем в 50 м от детских садов и школ или 15 м от жилых зданий.
- Нельзя открывать СТО в жилых домах.
- Автосервис должен быть подключен к водоснабжению и канализации и иметь соответствующую вентиляцию.
- Площадь помещения более 5 кв. м на сотрудника.
- На территории нужно оборудовать душевую и санузел.
Но соответствия требованиям СЭС территории недостаточно, поскольку от расположения автосервиса будет напрямую зависеть его прибыльность.
Никто не поедет даже к лучшим мастерам и качественному ремонту в глушь, откуда три дня на собаках выбираться. Просто потому, что в случае серьезной поломки, клиенту периодически от вас придется выходить своими силами.
Задача при поиске простая, вам нужно будет угадать, где удобнее обслуживаться вашей целевой группе. Или – если вы исходите из места, – что именно предлагать, чтобы люди к вам ехали.
Но в любом случае какое место вы ни выбрали, нужно:
- Чтобы здание было видно с проезжей части. Выбор помещения в глубине гаражного кооператива уменьшит поток людей минимум на 30 %. Просто из-за неудобства поиска.
- Расположение рядом с транспортными развязками. Про «три дня на собаках» мы уже упоминали. Расположение должно быть удобно автовладельцам. В случае некритичного повреждения, при прочих равных, человек предпочтет СТО около дома или там, откуда легко уехать.
- Учтите удобство съезда с основной дороги, возможные перепланировки района и многое другое.
Определение степени важности каждой из особенностей расположения лучше производить на месте исходя из удобства и потребностей клиентов.
Постарайтесь найти помещение без колонн. Из-за них теряется до 25 % полезной площади.
Многое зависит от планировки помещений, правильной организации пространства, организации рабочей зоны и территории для посетителей.
Необходимое оборудование для автосервиса
Оборудование напрямую зависит от того, что именно вы для себя определили основной сферой. Основная деятельность СТО направлена на диагностику, слесарный и кузовной ремонт и шиномонтаж.
Хороший доход дают сопутствующие услуги и продажа запчастей и автоаксессуаров.
Вам понадобится:
- Автоинструмент и инструмент для рихтовки. Полный комплект ключей, отверток и головок обойдется от 35 тысяч рублей.
- Диагностические устройства. Если вы намерены обслуживать иномарки, будет нужен диагностический сканер.
- Домкраты, подъемники, кантователи и т. д. Это аппараты используются в том числе и при демонтаже коробки передач, регулировке развала-схождения и в других процедурах. Выбирая их, не стоит экономить, поскольку вы потеряете больше денег при их поломках и последующем ремонте.
- Шиномонтажное оборудование. Прибыльная отрасль, особенно учитывая обязательность смены зимней/летней резины.
- Смазочное и заправочное оборудование, установки для покраски, очистительные установки.
- Автохимия и автоаксессуары.
Недостаточно только закупить эти приборы, аппараты и материалы. Нужно еще и правильно расставить их. Поскольку от удобства их использования напрямую зависит скорость работы, пропускная работа сервиса, а значит и ваш будущий доход.
Персонал
Все зависит от размера вашего бизнеса и условий работы.
- На станцию из 5 постов при работе только в будни по 8 часов нужно 5 человек.
- А если СТО работает без выходных и по 12 часов, нужно уже 10. Этот вариант выгоднее поскольку многие приезжают на ремонт до/после работы или в выходные.
Большинство работников приходит по рекомендациям. Можно искать персонал через объявления.
Обычно слесарь получает 40-45% от стоимости работ. Но лучше всего совмещать процент и оклад, чтобы не лишиться квалифицированных сотрудников в периоды спада спроса.
Кроме того, вам понадобится человек для общения с клиентами и бухгалтер для ведения финансовой отчетности.
Реклама
Здесь несколько методик:
- Фирменный стиль и вывеска.
- Раздача визиток на стоянках.
- Реклама на радио.
- Объявления в специализированных журналах и газетах.
- Интернет-продвижение.
Автосервис как бизнес: рентабельность
Для открытия автосервиса с нуля потребуются ощутимые материальные вложения. Небольшая СТО, предоставляющая только несколько самых востребованных услуг, будет вам стоить не менее чем в 2 млн. рублей.
Хотя, конечно, вариант с арендой гаража обойдется значительно дешевле. Но про то, то и доход от него будет меньше, мы говорили.
Учтите расходы на рекламу, на текущие и внеплановые затраты.
Но несмотря на высокий порог вхождения, автосервис – выгодное предприятие, с рентабельностью не менее 20–50%. И срок его полной окупаемости 1-3 года